Причины и последствия перезаряда аккумулятора

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции и принципа действия, автомобильный аккумулятор — это непостоянное устройство, которое при неправильной эксплуатации не будет работать в полную силу. Изменения рабочих параметров аккумулятора могут остаться незамеченными, но современные автомобили предупреждают водителя о любых отклонениях от нормы. В частности, о перезарядке аккумулятора сигнализирует отдельный манометр или дисплей бортового компьютера.

Причины и последствия перезарядки аккумулятора

Неопытный водитель может не обращать внимания на такие сигналы, но делать это бесполезно. Последствия такого состояния могут быть довольно серьезными, но степень тяжести зависит от ряда факторов.

Таким образом, относительно небольшой перезаряд приведет к большему, чем обычно, закипанию электролита и его испарению. Кроме того, если напряжение, подаваемое от генератора на клеммы аккумулятора, значительно превышает допустимое значение, срок службы аккумулятора сокращается и резко возрастает риск выхода из строя потребителя электроэнергии.

Что такое перезаряд

Для того чтобы понять, что такое перезарядка аккумулятора, стоит рассмотреть схему цепи, отвечающей за зарядку аккумулятора. Как только двигатель запускается, генератор начинает вращаться через ременную передачу. Переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный ток через выпрямитель. Затем электроэнергия поступает на регулятор напряжения. Задача регулятора напряжения — выдавать напряжение в определенном диапазоне.

Это связано с тем, что генератор работает по-разному в зависимости от режима работы двигателя. Чем быстрее работает двигатель, тем больше энергии вырабатывает генератор. Поэтому параметр тока на выходе генератора не является стабильным, что неприемлемо для потребителя. Использование выпрямителей и стабилизаторов напряжения, как правило, стабилизирует параметры напряжения в приемлемых пределах. Для того чтобы батарея приняла заряд, входное напряжение должно превышать номинальное, которое для современных батарей находится в диапазоне 13,9-14,4 В.

Читайте также:  Как заменить салонный фильтр на Шевроле Ланос

Если напряжение ниже, батарея не будет иметь достаточного заряда. В целом, это важно только с точки зрения возможности запуска двигателя после его остановки. Однако перезарядка представляет собой серьезную проблему. Это происходит потому, что в этом случае нарушается нормальный баланс воды и серной кислоты в электролите (65% и 35% соответственно). При кипении электролита вода распадается на кислород и водород, а концентрация кислоты увеличивается, и этот процесс становится тем интенсивнее, чем больше перезаряжается аккумулятор. При постоянном сильном перезаряде аккумулятор может просто взорваться.

Поэтому, если вас спрашивают, можно ли заряжать автомобильный аккумулятор с помощью зарядного устройства, ответ обычно «да», но если зарядное устройство старое или дешевое и не поддерживает функцию предельной зарядки, процесс следует контролировать, особенно для необслуживаемых батарей.

Причины возникновения перезаряда

Откровенно говоря, завышенная цена — это не обязательно плохо. Вы можете спросить: в чем проблема? Ответ прост: необходимо поддерживать плотность электролита на номинальном уровне, который в среднем диапазоне напряжения составляет около 1,27 — 1,28 г/см3. Потеря влаги (испарение воды) увеличивает плотность, но, наоборот, бывают случаи, когда кислота в электролите уменьшается (например, если она выпадает в осадок очень сильно). Что я должен делать в таких случаях? Для восполнения электролита производитель рекомендует удалить ослабленный электролит и пополнить его новым электролитом. Некоторые автовладельцы намеренно завышают зарядку своих автомобилей, чтобы стимулировать испарение воды, так что в итоге получается номинальное соотношение вода/кислота, но это не так.

Причины и последствия перезарядки аккумулятора

Такая перезарядка осуществляется при малых токах, и зарядное устройство отключается, как только плотность достигает необходимого значения. В любом случае, количество электролита теряется, и рано или поздно его придется восполнять, что нежелательно. Если момент упущен и пластины подвергаются воздействию, они немедленно начинают портиться ускоренными темпами.

Читайте также:  Как решить проблему плохого обогрева печки на ВАЗ-2112

А теперь давайте рассмотрим основные причины перезарядки аккумулятора.

  • Это отказ реле регулятора генератора переменного тока. Обычно реле контролирует заряд и отключает питание, как только батарея достигает 12,7 В. В случае поломки генератор будет постоянно заряжать аккумулятор, что приведет к закипанию электролита. Это, пожалуй, одна из самых распространенных причин. Это можно вылечить, заменив реле, но это обойдется в копеечку.
  • Существует два типа отказа регулятора напряжения: частичный и полный. В первом случае напряжение питания батареи немного выше номинального значения. Если реле полностью вышло из строя, напряжение превысит 16 В, что окажет негативное влияние на аккумулятор и другие потребители.

  • Замена реле может не решить проблему. В этом случае ответ на вопрос «почему аккумулятор перезаряжается?» кроется в самом генераторе переменного тока. Отказ диодного моста, отказ самого якоря или отказ банальной обмотки не будет длиться вечно.
  • Прежде чем обвинять генератор, необходимо убедиться, что в цепи зарядки все в порядке. Плохой контакт в части цепи может быть интерпретирован регулятором напряжения как дополнительная нагрузка, что заставит регулятор увеличить выходное напряжение, чтобы компенсировать потери.
  • Наконец, причиной перезаряда батареи может быть неисправный датчик. Например, может отображаться напряжение 17 вольт, когда на самом деле на батарею подается правильное напряжение 14 вольт.
  • Причины и последствия перезарядки аккумулятора

    Уровни заряда аккумулятора автомобиля

    Однако если подобная проблема возникает в современном автомобиле, бортовая электроника предупредит вас об этом. Загорится сигнальная лампа «CHECK ENGINE», которая может о чем-то свидетельствовать, но значок «Горящая батарея» указывает на неисправность. Поиск неисправностей следует начать с реле, проверить цепь, датчики, а затем посмотреть на генератор.

    Последствия перезаряда аккумулятора

    Многие водители считают, что перезарядка аккумулятора — это не так уж плохо, или что она не оказывает никакого влияния. Это заблуждение, и вот почему.

    Читайте также:  Какую кислоту используют в аккумуляторах и что о ней нужно знать
  • Если батарея постоянно перезаряжается, электролит обычно закипает. В случае обслуживаемого оборудования такое поведение приведет к вытеканию жидкости из сливного отверстия в пробке (в необслуживаемом оборудовании также имеется сливное отверстие). В результате электролит стекает по стенкам и прилипает к другим узлам в моторном отсеке (трубы, проводка, металлические элементы). А поскольку электролит содержит кислоту, он разъедает все вокруг. Подумайте о том, что может произойти с оголенной проводкой.
  • Еще одна опасность перезарядки — окисление клемм аккумулятора. Вероятно, вы сами неоднократно видели беловатый или зеленоватый налет вокруг клемм. Во-первых, нарушается проводимость в месте контакта, а во-вторых, когда такая порошкообразная, проводящая грязь соединяет отрицательную и положительную клеммы, это вызывает короткое замыкание. И ваша батарея определенно «накрылась».
  • Наконец, если электролит постоянно кипит, уровень электролита неизбежно понижается. И если вовремя не принять меры, плиты оголятся и начнут крошиться. Это также может вызвать внутреннее короткое замыкание между банкой и батареей, что приведет к ее гибели.
  • Наконец, при использовании необслуживаемой батареи (даже обслуживаемой, если сливное отверстие заблокировано) испарение электролита, которому некуда деваться, может привести к взрыву батареи и пересыханию всего моторного отсека.
  • Другими словами, перезарядка аккумулятора не так проста. Поэтому необходимо устранить причину подачи перенапряжения аккумулятора, реагируя на соответствующий сигнал на бортовом компьютере.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Авторемонтник.ру